Традиционные виды представлений. Основные объекты и приемы управления WINDOWS
Заполнить таблицу:
1. Запустить программу ПРОВОДНИК с помощью главного меню. Указать, какая папка открыта на левой панели ПРОВОДНИКА. | |
2. На правой панели ПРОВОДНИКА создать папку Эксперимент. | |
3. На левой панели развернуть папку Мои документы щелчком на значке узла «+». Убедиться в том, что на левой панели в папке Мои документы образовалась вложенная папка Эксперимент. | |
4. Открыть папку Эксперимент. Указать содержимое правой панели ПРОВОДНИКА. | |
5. Создать на правой панели ПРОВОДНИКА новую папку НОМЕР ГРУППЫ внутри папки Эксперимент. На левой панели убедиться в том, что рядом со значком папки Эксперимент образовался узел «+». О чем он свидетельствует? | |
6. На левой панели ПРОВОДНИКА разыскать папку TEMP, но не раскрывать её. | |
7. Методом перетаскивания переместить папку Эксперимент с правой панели ПРОВОДНИКА на левую - в папку TEMP. | |
8. На левой панели ПРОВОДНИКА открыть папку TEMP. На правой панели убедиться в наличии в ней папки Эксперимент. | |
9. Разыскать на левой панели ПРОВОДНИКА Корзину и перетащить папку Эксперимент на её значок. |
Задание №7. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Контрольные вопросы
Список используемой литературы
36. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
37. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
38. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
39. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
40. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
41. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
42. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.
Основными объектами Windows являются файлы, папки и ярлыки.
Файл – поименованная совокупность данных на внешнем носителе. В ОС Windows они также называются документами . Имя файла состоит из собственно имени и расширения. Имя может содержать до 255 символов и включать цифры, пробел и некоторые специальные символы (! @ # $ % ^ & () { } _ -). Расширение уточняет вид информации, находящейся в файле.
Например: doc txt frm wri - текст
Bmp pcx tif pif wpg jpg - графика pst pab – электронная почта dbf db – базы данных xls – электронная таблица lib obj dll - библиотеки hlp – файлы помощи arj zip rar – архивные файлы
Кроме того, в Windows с каждым из файлов связывается пиктограмма, соответствующая типу файла, обусловленному расширением.
Например:
Открыть файл можно двойным щелчком по его пиктограмме. Файлы регистрируются в папках (каталогах). Папка – это способ организации и представления системных ресурсов. Папка может содержать другие папки (вложенные), файлы, а также такие объекты как принтер, диски и т.д.
Папки бывают:
Окно – прямоугольная область экрана, предназначенная для отображения на экране объектов, элементов управления и информации. В ОС Windows можно выделить четыре вида окон:
Диалоговыми окнами пользуются, когда надо что-либо настроить или изменить. В отличие от окон папок, диалоговые окна не стандартны, хотя и стандартизированы за счет применения типовых элементов управления.
Большинство диалоговых окон содержат больше информации, чем может разместиться на одной экранной странице окна. В этом случае в диалоговом окне создаются вкладки . Переключение между вкладками выполняют щелчком мыши на ее названии.
Диалоговые окна обычно содержат командные кнопки
, которые служат для выполнения команд.
Например:
- ОК – закрытие окна с сохранением всех выполненных в нем настроек.
- Отмена - закрытие окна без сохранения внесенных изменений.
- Обзор… - открывает диалоговое окно, с помощью которого удобно выполнить поиск и выбор объекта.
- Печать – печать на принтере текущих параметров настройки.
- Далее>, <Назад - переход к следующему этапу работы программы-мастера или возврат к предыдущему этапу.
В диалоговых окнах также может содержаться много других разнообразных элементов управления,
например:
- Текстовое поле – область ввода текстовой информации с клавиатуры;
- Список, Поле со списком, Раскрывающийся список – позволяют выбрать один параметр из заданного набора;
- Переключатели – позволяют выбрать только один вариант настройки из нескольких;
- Флажки – похожи на переключатели, но в отличие от них может быть установлено одновременно несколько флажков;
- Счетчик – для ввода числовых параметров;
- Позиционируемый движок - наглядно осуществляет изменение регулируемых параметров.
Примеры диалоговых окон:
Основным понятием ООП и элементом программы является объект, сочетающий в себе как совокупность данных, так и действий над ними. Тип-объект в Тurbo Раsсаl напоминает тип-запись, однако вместо зарезервированного слова rесоrd используется слово оbject, а кроме полей, представляющих данные, в нем перечислены и заголовки подпрограмм, называемых методами. При задании такого типа после зарезервированного слова оbject перечисляются все поля объекта и заголовки методов, после чего пишется слово еnd. Так, в рассматриваемом примере используется тип (Соnnection (связь элементов):
tCоnnection = оbject
РredElem: Роinter;
NextElem: Pointer;
В этом типе РredЕlem и NextЕlem - указатели на предыдущий и последующий элементы в структуре (если соответствующего элемента нет, указатель имеет значениеnil ). Используются указатели типа Роinter, т.к. элементы могут быть различными: они могут быть и элементами строки, и строками. Далее идут заголовки двух процедур и двух функций, позволяющих либо задавать, либо получать значения указателей объекта.
Естественно, что затем все используемые методы должны быть описаны так же, как это делается для подпрограмм в модулях. При этом Допускается записывать сокращенный заголовок метода, однако перед ним следует через точку записать имя типа-объекта, к которому относится данная подпрограмма:
рrосеdure tConnection.РutPredElem;
РredЕlеm:=РredЕl;
Это нужно потому, что несколько разных методов, относящихся к разным объектам, могут иметь одно и то же имя, как и поля в разных типах-записях.
Некоторые объекты программы, особенно находящиеся в начале иерархического дерева, могут и не соответствовать каким-либо реальным объектам. Так, например, объекты типов tСоnnection (связь), tStructure (структура) и tOperation (операция) не имеют какого либо физического воплощения - они указывают лишь на некоторые двойства других, реальных объектов, таких, как строки, элементы строк. Однако выделение этих общих свойств в отдельные объекты бывает удобно, т. к. позволяет затем не повторять их многократно при описании уже реальных объектов. Такие объекты называются абстрактными, и переменных таких типов в программе, как правило, не бывает.
12.2.1. Инкапсуляция
Под термином "инкапсуляция" понимается совмещение в одном объекте как параметров, так и действий над ними. При этом включенные в объект подпрограммы (методы), как правило, оперируют с данными этого объекта или обращаются к методам объектов-предков (см. п. 14.2.2). Это позволяет объединить в одном месте все свойства объекта, что облегчает понимание работы программы, ее отладку, модификацию. Так, например, все свойства связей между элементами в структуре, текста сосредоточены в типе tСоnnection. Как правило, к данным объекта извне непосредственно не обращаются, хотя это и возможно. Для обращения к данным обычно используют соответствующие методы. Так, в рассматриваемом примере для этой цели служат четыре метода РutPredElem, РutNextElem, GetPredElem и GetNextElem, с помощью которых можно задавать и получать значения указателей на предыдущий и последующий элемент. Это обстоятельство не является надуманным. В нашей повседневной жизни так обычно и происходит - мы используем те, или иные параметры опосредованно. Если взять уже упоминавшийся пример с компьютером, то у него есть такой параметр, как размер свободной памяти на жестком диске. Однако вряд ли владелец компьютера для определения этого параметра будет непосредственно отсчитывать байты - для этой цели служат специальные подпрограммы.
Такое опосредованное обращение к данным позволяет избежать во многих случаях непредвиденных нежелательных изменений параметров. В Тurbo Раscal с этой целью используется специальное зарезервированное слово рrivate (приватный), в принципе запрещающее непосредственное обращение к тем или иным данным и методам объекта вне модуля, в котором описан объект. В версия 7.0 (приватная секция может размещаться в любом месте объекта (раньше -только в конце (после обычных, доступных параметров и методов). Так, если необходимо запретить из основной программы обращаться к данным объекта типа tСonnection (напомним, что основная программа редактора находится в отдельном файле), этот тип можно описать следующим образом:
tCоnnection = оbject
рrосеdure РutPredElem(PredEl: Pointer);
рrосеdure РutNextElem(NextЕl: Роinter);
function GetPredElem: Роinter; I
function GetNextElem: Роinter;
private
РredElem: Роinter;
NextElem: Pointer;
Если приватная секция находится не в конце объекта, то для ограничения диапазона действия зарезервированного слова р rivate следует после приватной секции поместить зарезервированное словоpublic (доступный извне) -только в версии 7.0:
tCоnnection = оbject
РredElem: Роinter;
NextElem: Pointer;
рrосеdure РutPredElem(PredEl: Pointer);
рrосеdure РutNextElem(NextЕl: Роinter);
function GetPredElem: Роinter; I
function GetNextElem: Роinter;
Представления в жизни каждого человека играют свою роль – у одних людей преобладают зрительные представления, у других – слуховые, у третьих – двигательные представления. По той роли, которую играют представления, люди, отличаются друг от друга. В зависимости от преобладающего типа представлений они разделены на 4 группы. Помимо названных выше трех групп, есть группа лиц с представлениями смешанного типа.
Если прошлый перцептивный опыт лежит в основе представлений, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Исходя из этого, выделяют такие виды представлений:
- Зрительные представления;
- Слуховые представления;
- Двигательные представления;
- Осязательные представления;
- Обонятельные представления;
- Вкусовые представления;
- Температурные представления;
- Органические представления.
Это не единичный подход к классификации представлений, так, например, Б.М. Теплов считает, что классификацию представлений можно представить по таким признакам:
- По содержанию. В этом плане можно выделить представления математические, географические, технические, музыкальные и др.
- По степени обобщенности. Здесь можно говорить о частных и общих представлениях;
- По степени проявления волевых усилий – непроизвольные и произвольные представления. Классификация представлений по Б.М. Теплову показана на схеме.
Зрительные представления
В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.
Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.
Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.
Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.
Слуховые представления
К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».
Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.
Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.
Двигательные представления
К двигательным представлениям относятся образы движений разной степени сложности. Они всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Любое двигательное представление, как показали эксперименты, сопровождается сокращением мышц. Если, например, представить, что сгибаешь в локте руку, то приборы регистрируют сокращение, происходящее в бицепсах. Более того, даже мысленно произнесенное слово, приводит к сокращению в мышцах языка, губ, гортани. Получается, таким образом, что все тело человека является моделью самого себя.
Материальной основой двигательных представлений выступают слабые двигательные ощущения.
Двигательные представления можно разделить на группы:
- Представления о движении всего тела;
- Представления о движении отдельных частей. Как правило, эти представления являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами;
- Речевые двигательные представления. Эти представления есть результат слияния рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.
Два первых вида по-другому называют зрительно-двигательными, третий вид – слухо-двигательным. Более сложными являются представления о движении всего тела, в сравнении с отдельными частями тела.
Все основные типы представлений в какой-то мере связаны друг с другом, поэтому деление их на классы и типы очень условно.
Пространственно-временные представления
В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени. При этом представлении объекты могут быть представлены схематично и бесцветно, поэтому понятие «зрительный образ» к ним неприменим. Назвать их можно «схематичные представления».
В основном эти представления являются зрительно-двигательными, в основе которых лежат зрительные и двигательные представления. Пространственно-временные представления характерны для шахматистов, которые просчитывают разные варианты развития партии. Характерны они также для тренеров футбольных команд, представляющих схемы атак и защиты при игре, водителей, оценивающих дорожную ситуацию.
При изучении физико-технических дисциплин пространственно-временные представления тоже очень важны. Физики-теоретики оперируют именно пространственно-временными представлениями. Различают плоские и трехмерные пространственные представления.
По степени обобщенности выделяют представления общие, отражающие свойства ряда сходных предметов и единичные, основанные на наблюдении одного предмета. По волевым усилиям они могут быть непроизвольные и произвольные. Классификация основных видов представлений показана на схеме.